Картина которую возненавидели маститые художники и которая изменила живопись

«Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова. 1888 год.

«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду вдвоем. Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, где солнце пробивается сквозь листву и создает затейливую игру света и тени.

Он говорил:

«В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Кузина позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Ей приходилось оставаться неподвижной по несколько часов и удерживать на лице одно и то же выражение.


Мария Симонович вспоминала


Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения; важное условие для выполнения той трудной и сложной задачи, которую он преследовал.

Валентин Серов планировал показать полотно на восьмой выставке Московского общества любителей художеств. Картиной заинтересовался Павел Третьяков. Серов в это время был в Петербурге, а его делами занимался пейзажист Илья Остроухов.

Он писал художнику:

«На всякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобы он [портрет] был в галерее» .

Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей.

22 декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову:

«Твое имя в Третьяковской галерее».

Когда выставка открылась, рядом с портретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».


И тут разразилось. Картина главным образом раздражала художников старшего поколения, не оценивших новой русской живописи.

Солнечные блики на лице девушки они окрестили пятнами от «французской болезни».

Владимир Маковский негодовал:

«С каких это пор, Павел Михайлович, вы стали прививать вашей галерее сифилис?» 

Того же мнения придерживался Илларион Прянишников, один из основателей товарищества передвижников:

«Это не живопись, а сифилис какой-то» 

На эти слова Третьяков, почувствовавший подлинную новизну и значительность картины, ответил:

«Спасибо, я ваше мнение выслушал!»

В 1911 году, незадолго до своей смерти Валентин Серов посетил Третьяковскую галерею с другом Игорем Грабарем. Он остановился перед «Девушкой, освещенной солнцем» и сказал спутнику:

«Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет, да и малость спятишь. А то ничего не выйдет» .
«Девушка, освещенная солнцем» - одна из первых картин, с которой начинается отсчет новой русской живописи. Сегодня очевидно: она стала не просто новым словом, а буквально дуновение свежего ветра перемен.


Источник 1

Источник 2
Рекомендуем
@delko80
@mozaik
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: